Уличная или стрит-фотография

      Уличная фотография - занятие весьма увлекательное. Именно уличные кадры прошлых лет я смотрю с наибольшим интересом. Ни пейзаж, ни портрет, ни прочее не может вернуть зрителя во времени, как уличные снимки. Жизнь города, дух и быт времени. Стрит фотографии будут жить гораздо дольше других, потому как это не только искусство, но и исторические хроники. Пейзаж неизменен тысячи лет, постановочные портреты можно повторить сколько угодно раз, а уличная фотография спонтанна и неповторима.

     Особенностью уличной съемки является и психологическая сложность - зачастую бывает трудно снимать незнакомых, занятых своими делами людей. Кроме того и сами люди могут быть совсем не настроены на попадание в кадр, могут просто отворачиваться, или даже проявлять агрессию. Здесь заметно, что чем меньше населенный пункт, тем агрессивнее будут реагировать на фотографа. Стрит в большом городе снимать гораздо проще, большинству людей до фотокамеры нет никакого дела, другие просто привыкли к такому явлению, как фотограф на улице.

     В стрит фотографии можно выделить два направления  - документальная фотография и творческая. Вообще, уличная фотография в целом и есть документальная, и рождалась в этом виде, но все-таки, разделить можно. Документальная фотография - это та, которую мы видим в книгах о городе, в газетах. Теперь ее принято снимать в цвете, так как технологии позволяют. В документальной фотографии отображать можно события в целом, участников событий на улицах, праздников в городе, или же просто людей, гуляющих по городу. Просто документируем, что видим мы, и видят остальные.

Селфи влюбленной парочки
Парень делает селфи со своей девушкой. Набережная Самары. Через годы фото станет историей

      Творческая фотография требует более профессионального подхода. Здесь мы привносим именно своего творческого взгляда на ситуацию, на эмоцию человека или маленькой компании, передаем атмосферу. Снимать эти кадры в классическом черно-белом варианте, чтобы ничто не отвлекало зрителя от линий и эмоций на фото. Здесь больше показывается частная ситуация, нежели глобальная жизнь города в конкретное время.

Стритфото
Дети играют в сквере. Взгляд остановится на шапочке маленькой девочки, и удержится лицами девчонки и парня

      Начинать следует, наверное, с документальной фотографии, она проще. На ней можно учиться снимать посторонних людей, развить уверенность в себе.

      К выбору техники для уличной фотографии нужно подходить с умом. От техники зависит удобство и успех уличной съемки. Большие зеркальные камеры носить с собой очень неудобно, кроме того, они сильно бросаются в глаза, фотографа сразу замечают. Куда менее приметны компактные фотокамеры и современные беззеркалки. Если выбирать из компактов - то выбирать лучшее, чтобы камера профессионально настраивалась по всем параметрам - это так называемые творческие фотокамеры. Так же при съемке компактной камерой не нужно менять объектив.

      Другим инструментом для облегчения фотосъемки улиц, несомненно, является откидной экран у фотокамеры. С ним можно вести съемку "от пуза", что делает фотографа абсолютно неприметным - Вы копаетесь в камере, и многие даже не догадываются, что идет фотосъемка. Тогда, как целясь через видоискатель или, подняв камеру, по экранчику, Вы сразу даете понять, что снимаете. Попробуйте оба варианта съемки, и сразу поймете разницу, насколько проще психологически вести "отпузовую" съемку.

      Настраивайте себя при съемке так, как будто выполняете заказ редакции, и если спросят, можно так и сказать - "я на задании, это моя работа". Профессионалы улиц не стесняются иногда и спросить разрешения на съемку у людей, занятых делом. И в большинстве случаев люди будут не против. Но даже старых профи иногда гоняют - не отчаивайтесь.

      Сильно картинки зависят и от фокусного расстояния объектива. Объем и перспективу куда проще получить на расстояниях 35мм, 50мм, 85мм, чем на 200мм. А расстояния шире 35мм будут смотреться уже непривычно, и это скорее отображение творческого видения, нежели документалистики. Нормальное человеческое зрение и восприятие - 50мм(35мм на APS-C), именно на таком расстоянии кадры получатся реалистичнее. Однако 50мм это очень маленькое расстояние на местности, Вам придется подойти поближе, в то время как на 200мм можно практически всегда и всех снимать не переживая.

Вова "Чирик"
Володя. Как всегда бегал по городу и исполнял громкие арии на заказ. С 200мм фотограф остается сторонним наблюдателем
Уличное фото Саратова
На 50мм мы оставляем пространство позади объекта съемки. Перспектива придает глубину фотографии

      Никогда не снимайте людей со спины - кадры будут пустыми, если только спереди не происходит чего-то более интересного для Вас, чем люди, которых снимаете. Ну, в этом случае, центром композиции будут уже не эти люди.

      Так же, чтобы не вызывать подозрений, и обмануть человека в кадре, продолжайте делать вид, что снимаете уже после того, как человек ушел из кадра - мол, это совсем не он был интересен. Делайте круговые движения с камерой, будто снимаете видео округи, и щелкайте в этот момент нужные кадры.

      Творить с "Фишаем" совсем просто. У него фантастическая глубина резкости, настройте ее, и положите в карман беспроводной радиопультик. Камеру носите на шее и снимайте вплотную все, что угодно.

Фотография на фишай
Фотография на рынке. Никто даже не догадывается, что идет съемка, фотокамеру на шее не замечают. Фишай.

      С каждым выходом на улицу опыт стрит фотосъемки будет расти. Вы сможете сделать кадры, остановившие время. Настоящая жизнь куда интереснее для подавляющего большинства, чем разные направления искусства. Фотография - это именно сохранение мгновения, по определению, а не постановка во имя разовой продажи. Снимая улицы, становишься участником жизненного процесса, управляющим временем, а не просто процессом фотосъемки.